Пост про Marat/Sade должен был быть здесь ещё прошлой весной, но как-то я всё не.

Во всём нужно винить Эндрю Робинсона, который мой любимый американский чувак. В своей автобиографии он упомянул, что первым, что он сделал по приезду в Лондон, был визит в театр (всё правильно сделал, я считаю). В театре в далёком 1964м шло в том числе это самое. The Persecution and Assassination of Jean-Paul Marat as Performed by the Inmates of the Asylum of Charenton Under the Direction of the Marquis de Sade. Полное название пьесы вогнало меня в ступор и восторги на тему упоротости немцев (оригинал - немецкий), наличие в касте Йена Ричардсона, про которого я на тот момент имел очень смутное представление (но он мне заранее нравился, потому что играл в театре Ричарда II по очереди с Паско, кхм) добавило желания посмотреть (хорошо, когда у спектакля есть киноверсия), и я всё.

По сюжету - вот то, что говорится в названии. Пьеса в пьесе, актёры играют пациентов клиники для душевнобольных, которые играют персонажей странной истории, основой которой является конфликт точек зрения Жан-Поля Марата и Маркиза де Сада. (Русскоязычная статья на вики явно скажет про сюжет лучше, чем я.)
Я на стороне Марата, наверное. В этой пьесе. На счёт исторической личности я не уверен.

Британская постановка RSC в 60х была для этих самых 60х очень смелой и неприличной. (В те времена явно нечасто на сцене голой задницей светили. Не знаю, как там в Лондоне, а в США публика знатно шокировалась. И кулстори про стук театральных биноклей об очки навсегда в моём сердце.)
И такое ощущение, что вот уровень "неприличгно" для 60х - это как раз нормально для меня. А на большее я не согласен.